Развитие кадрового потенциала предприятий высокотехнологичной промышленности как фактор повышения качества человеческого капитала региона обсудили на заседании Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству при поддержке Комитета по комплексному обеспечению безопасности на отечественных промышленных предприятиях Союза машиностроителей России.
Авиационный комплекс сейчас делает «очень серьезные успехи» и трансформируется из старой парадигмы, когда авиазавод выпускал монопродукцию, к большой кооперации, сообщил координатор Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Производимая в настоящее время трансформация отрасли и формирование внутри авиастроительной корпорации профильных дивизионов позволяет расширять компетенции отдельных предприятий в рамках глубокой кооперации. Примерами успешной деятельности он назвал взаимодействие внутри транспортного дивизиона при создании самолетов марки «Ильюшин», таких как Ил-76МД-90А и Ил-114-300, в проектах которых принимают участие такие заводы как «Авиастар-СП», ВАСО и нижегородский завод «Сокол» корпорации «МиГ», входящего в дивизион боевой авиации. Гутенев добавил, что необходимо повышать маржинальность производимой продукции.
«В настоящий момент открываются новые возможности, связанные с трансформацией национальной экономики. Нацпроекты аккумулировали огромный ресурс — 26 трлн рублей. В значительной степени эти средства должны быть потрачены на отечественную продукцию, в том числе продукцию, которую выпускает наша промышленность. Здесь для оборонки чрезвычайно важны вопросы диверсификации», — сказал Гутенев на заседании, прошедшем на ТАНТК им. Г.М. Бериева в Таганроге.
Развитие отрасли требует особого внимания к кадровому составу как на предприятиях, так и в сфере фундаментальной и прикладной науки. Для повышения эффективности и квалификации кадров, считает Гутенев, особенно важны социальные гарантии, которые напрямую зависят от количества заказов у предприятия и его доходов, которые в том числе будут направлены не только на техническое перевооружение и формирование НИОКРов, но и на решение кадровых вопросов.
Возглавляющий транспортный дивизион Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), генеральный директор ПАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» Юрий Грудинин доложил о работе дивизиона и ТАНТК им. Г.М. Бериева по развитию кадров. «Развитие кадрового потенциала для нас имеет принципиальное значение — это основной элемент развития существующих и создания новых компетенций. ТАНТК им Г.М. Бериева активно работает с ЮФУ, ДГУ, на территории предприятия работает кафедра МАИ. На этой кафедре мы готовим конструкторов, совместно с кафедрой донского госуниверситета — технологов. При этом мы стараемся усилить подготовку, ориентируясь на требования современных технологий», — сказал Грудинин.
Механизмы развития кадрового потенциала авиационной промышленности для повышения конкурентоспособности отрасли описала директора по персоналу ОАК Любава Шепелева. В частности, в ОАК по различным направлениям цифровой трансформации сформированы проектные команды, для которых организуются производственные стажировки. Целевая подготовка кадров ведется ведущими авиационно-техническими вузами страны: подготовка квалифицированных инженерных кадров обеспечивается за счет опорных вузов корпорации, реализации образовательных программ в рамках работы 8 базовых кафедр при вузах, разработки и реализации системы независимой оценки квалификации. 3200 студентов целевого набора обучаются в вузах в интересах ОАК и впоследствии будут трудоустраиваться на предприятия корпорации. На предприятиях ОАК действуют 13 учебных центров, работающих на каждой крупной производственной площадке и в КБ. Разрабатывается проект учебного центра подготовки рабочих кадров по самым массовым для авиастроения направлениям подготовки: специалист по обработке металлов резанием, слесарь-сборщик летательных аппаратов, слесарь механосборочных работ, монтажник оборудования летательных аппаратов и мехатроник.
Опытом взаимодействия вузов и предприятий для формирования кадрового потенциала авиационной промышленности поделились представители Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева, Таганрогского научно-исследовательского института связи (АО «КРЭТ»), Объединенной двигателестроительной корпорации (ГК «Ростех»), НПП КП «Квант», Донского государственного технического университета, Инжинирингового центра приборостроения радио и микроэлектроники Южного Федерального Университета (ЮФУ) и другие.
Лучшие методики развития кадрового потенциала предложено масштабировать на другие корпорации и предприятия ОПК с целью удержания компетенций внутри организаций, повышения качества безопасности и снижения текущих затрат на охрану. Эксперты также отметили необходимость усиления антитеррористической защищенности, снижения числа хищений на предприятиях авиапрома и уменьшение использования малоквалифицированного персонала, для этого к заседаниям Экспертного совета теперь будет привлекаться Комитета по комплексному обеспечению безопасности на отечественных промышленных предприятиях Союза машиностроителей России.
Первый зампред СоюзМаш России Владимир Гутенев и депутат Антон Гетта в продолжение кадровой темы встретились с молодыми инженерами, студентами и аспирантами Института нанотехнологий, электроники и приборостроения Южного Федерального Университета и рассказали о способах расширения сотрудничества вуза и профильных предприятий промышленности. Молодые инженеры в свою очередь внесли свои предложения для производителей.
Источник: mashportal.ru